Муниципальная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в муниципальном районе Давлекановский район Республики Башкортостан в 2015-2017 годах»

Подробности
Приложение к постановлению главы
администрации муниципального района Давлекановский  район
Республики Башкортостан
10 марта 2015 года № 249
 
Муниципальная программа
«Стимулирование развития жилищного строительства в муниципальном районе Давлекановский  район Республики Башкортостан
в 2015-2017 годах»
Паспорт Программы

Наименование Программы

Муниципальная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в муниципальном районе Давлекановский район  Республике Башкортостан в 2015-2017 годах» (далее - Программа)

Основание для  разработки Программы

Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 5 октября 2010 года № 1087-р., Республиканская целевой программой «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Башкортостан в 2011-2015 годах» (в т.ч. приложение №5), утвержденной  постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.12.2011 г. № 476,   доведенный план ввода жилья в Республике Башкортостан в 2011-2015 годах в разрезе муниципальных образований; Постановление Правительства РБ от 20.12.2010 года № 495 «О дополнительных мерах по строительству доступного жилья для населения Республики Башкортостан»; законом РБ от 05.01.2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан (в редакции закона РБ от 28.09.2011 г. № 437-з ).

Разработчики программы

Администрация муниципального района Давлекановский  район Республики Башкортостан

Основная цель Программы

Стимулирование развития жилищного строительства в муниципальном районе Давлекановский район  Республики Башкортостан, повышение уровня доступности жилья для более широких слоев населения

Основные задачи Программы

Создание условий по обеспечению устойчивого роста объемов ввода жилья в период реализации Программы и на последующие периоды.

Поддержка программ строительства жилья, доступного для широких слоев населения.

Формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации

проектов комплексного освоения и развития территорий, с целью создания массового предложения на рынке жилья.

    Вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в государственной собственности и пригодных для использования в целях жилищного строительства.

     Снижение административных барьеров в строительстве.

Создание органами местного самоуправления благоприятных условий функционирования физическим и юридическим лицам, принимающим участие в реализации Программы. Вовлечение средств граждан в экономику жилищного строительства.

Выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий.

Обеспечение информационной открытости для населения в отношении мер, предпринимаемых государством в целях стимулирования развития жилищного строительства.

Исполнители Программы

Администрация муниципального района Давлекановский  район Республики Башкортостан

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, привлекаемых для реализации Программы, составляет -  1705,485 млн. руб. в том числе:

средства бюджетов Российской Федерации  и

Республики Башкортостан –  91,625 млн. рублей,

средства бюджета  муниципального района Давлекановский район РБ – 0,66 млн. рублей.

Объемы финансирования программы подлежат ежегодной корректировке с учетом выделяемых на реализацию программы средств бюджета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

средства населения – 1 345,2 млн. руб.

внебюджетные источники – 268,8 млн. руб.

Перечень мероприятий

1) разработка и утверждение документов территориального планирования;

2) снижение административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства;

3)  вовлечение в оборот земель, находящихся в государственной собственности, для целей жилищного строительства, формирование муниципального земельного фонда;

5) поддержка реализации проектов комплексного освоения территорий или развития застроенных территорий в целях строительства жилья экономического класса;

6) развитие новых форм государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства;

 7) стимулирование частной инициативы граждан и некоммерческих объединений граждан по строительству жилья

Ожидаемые конечные результаты  реализации Программы

Обеспечение ввода жилья на территории муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан:

2015 г. – 24 000 кв. м,

2016 г. – 25 200 кв.м,

2017 г. – 26 460 кв.м,

общий жилфонд к концу 2017 года составит 1 061 694 кв.м (достижение уровня обеспеченности граждан жильем к концу 2017 года 25,89 кв.м. на одного жителя.

 Достижения уровня ввода жилья к концу 2017 г. в пересчете на 1000 человек населения составит 645,4 кв.м.

Повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 3 года.

Система контроля за исполнением программы

Контроль и координация деятельности обеспечиваются администрацией муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

 
Введение
Муниципальный район Давлекановский район расположен в юго-западной части Республики Башкортостан.
Развитие жилищного строительства всегда являлось предметом повышенного внимания в Республике Башкортостан, а следовательно и в муниципальном районе Давлекановский  район Республики Башкортостан. 
Задачей государственной жилищной политики является создание условий, при которых наиболее эффективно удовлетворяются потребности населения в жилье. Данные задачи реализуются, в том числе путем стимулирования строительства жилья, в первую очередь соответствующего  по структуре, качеству и цене потребностям населения.
Потребности эти изменяются и развиваются вместе с развитием общества, научно-техническим прогрессом, культурой, уровнем доходов населения.
Целевые   программы в области жилищного строительства направлены в первую очередь на удовлетворения спроса на жилье со стороны населения, достижения иных целевых показателей жилищного строительства, повышения энергоэффективности,  снижения себестоимости, сокращения сроков строительства.
Актуальность решения комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства подчеркивается тем, что, несмотря на создание в Российской Федерации основ функционирования рынка жилой недвижимости, приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются низкая доступность долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
Настоящая Программа  создана с целью формирования условий эффективной реализации комплекса мер, направленных на стимулирование жилищного строительства в муниципальном районе Давлекановский район Республики Башкортостан, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, достижения иных социальных и экономических эффектов от реализации Программы.
 
1.Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.
Общий объём жилищного фонда в муниципальном районе Давлекановский район  по состоянию на 1 января 2015 года составляет 986 034   квадратных метров ( 12 072 жилых дома, в т.ч: индивидуальных – 10533 домов; многоквартирных – 1472 дом, из них 1279 блокированных домов ), в том числе:
605 940 кв. м. – в городе Давлеканово;
380 094  кв.м. – в сельской местности.
С 2000 года в муниципальном районе Давлекановский район  установилась положительная динамика ввода жилья в эксплуатацию. Так, если в 2000 году ввод жилья составил 15579,5 кв.м ( город - 8687,5кв.м, село – 6892,0 кв.м ), то в 2010 году эта цифра составила 20132,2 кв.м ( город – 13123,3 кв.м, село – 7010,9 кв.м ), в 2011 году – 20164,0 кв.м (город- 13723,0 кв.м, село-6441,0 кв.м ), в 2012 году – 22165,0 кв.м ( город-15684,0 кв.м, село-6481,0 кв.м), в 2013 году – 22801,0 кв.м (город-16045 кв.м, село-6758,0 кв.м). Небольшой спад ввода жилья наблюдался в 2004 году, но с 2005 года наблюдается стабильный рост. За последние 2 года вводится более 22 000 кв.м. жилых площадей ежегодно. На 01.01.2014 г. обеспеченность жильем составляла в среднем по району 23,3 кв.м /чел., в том числе: по городу – 24,5 кв.м/чел., по селу – 21,7 кв.м/чел.
 Так, в 2014 году введено 23 282 кв.м ( 567,9 кв.м/тыс.чел.) что, к сожалению, составляло  ниже среднереспубликанского аналогичного показателя  равного  651,0 кв.м/тыс.чел.
Жилищное строительство в муниципальном районе Давлекановский  район Республики Башкортостан развивается в двух направлениях: строительство жилья подрядным способом и строительство жилья силами индивидуальных застройщиков.
 
Структура ввода жилья и жилищный фонд в муниципальном
районе Давлекановский район
Таблица 1.1.

 годы

2009г.

2010г.

2011г.

 

 

2012г.

2013г.

 

 

2014г.

Ввод жилья,  кв.м./

% к предыдущему году

19642/

100,8

20132/

102,5

20164/

100,1

22165/

110,0

22801/

102,8

23282/

102,0

в т.ч. индивид. застройщиками, . кв.м.

19642

18153

20164

 

 

22165

20291,0

22329,0

Удельный вес домов инд. застройщиков, %

100

90

100

 

100

89

95,9

Численность населения, чел.,вт.ч

42738

42500

42428

41755

41238

41 000

г.Давлеканово

 

 

 

24067

23953

24000

село

 

 

 

17688

17285

17000

Ввод жилья в расчете на 1000 человек, кв.м.

459,6

473,7

475,25

 

530,8

552,9

567,9

Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. м.

791,8

893,8

932,0

 

 

941,5

962,8

986 034  

Обеспеченность жильем, кв.м./чел., в т.ч.:

18,5

21,0

21,97

 

22,5

23,3

24,1

г.Давлеканово

 

 

 

 

24,5

25,2

село

 

 

 

 

21,7

22,4

 
Ёмкость рынка жилищного строительства определяется величиной платежеспособного спроса населения, желающего улучшить свои жилищные условия.
Платежеспособность населения на рынке жилья на территории муниципального района Давлекановский район остается низкой, в связи с тем, что среднемесячная заработная плата и среднедушевые доходы населения  значительно ниже среднереспубликанских.
Средний уровень заработной платы в регионе приведен в таблице 1.2
Таблица 1.2

годы

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Ср. уровень зар.платы,руб. в т.ч.:

11005,7

11811,7

12608,7

15495

17457

18444

город

11382,5

12084,7

12939,8

15712

17350

18689

село

9838,2

10799,9

11338,7

12473

 

 

 
Коэффициент доступности жилья в Давлекановском районе, рассчитанный для семьи из трех человек ( двух работающих и одного ребенка ), с учетом доходов троих человек и предположения, что все свои доходы семья направляет исключительно на покрытие ипотечного кредита, для граждан Давлекановского района Республики Башкортостан составляет по итогам 2014 года составляет 5,77 лет.
Коэффициент доступности жилья – число лет, в течение которых семья, состоящая из 3-х человек, в т.ч. 2-х работающих членов семьи, может накопить на квартиру. Коэффициент доступности жилья рассчитывался по формуле К=(РS)/((I-Е)12=(19600х54)/((36888-21591)х12)=1 058400/(15297х12)=5,77 лет, где:
          Р =19600 руб/кв.м - средняя стоимость квадратного метра на вторичном рынке жилья, руб .
- средняя рыночная стоимость 1кв.м. жилья по городу Давлеканово составляет:
 первичное жилье – 28 300 руб/кв.м. (крупнопанельное и блочное-28 000, кирпичное-32 000, деревянное-25 000), вторичное жилье – 27 700 руб/кв.м (крупнопанельное и блочное-26 000, кирпичное-33 000, деревянное-24 000).
- средняя рыночная стоимость 1 кв.м жилья по селу составляет:
первичное жилье – 14 000 руб/кв.м (кирпичное-15000, деревянное-13000), вторичное жилье – 11 500 руб/кв.м (кирпичное-12000, деревянное-11000). Итого  среднеарифметическая стоимость жилья на вторичном рынке по Давлекановскому району составляет: (27700+11500):2=19600 руб/кв.м
S – средняя площадь квартиры, при расчете принять 54 кв.м.
I – средний уровень доходов семьи ( руб.), при расчете принять среднюю заработную плату за месяц, сложившуюся в районе, умноженную на 2 (т.к. рассчитываем на семью, состоящую из 2-х работающих членов).
18444х2=36888 рублей.
Е – среднедушевые расходы на семью в месяц (руб), при расчете учитывать уровень прожиточного минимума за 2014 год по РБ. Он составил 7197 рубля. Так как рассчитываем на 3-х членов семьи, то прожиточный минимум нужно умножить на 3:    7197х3=21591 рубля.
12- уровень доходов семьи и прожиточный минимум берется за 1 год, поэтому разницу между годовым доходом и ее расходами  (прожиточный минимум) умножаем на 12 месяцев.
              Вместе с тем, мировая практика показывает, что не стоимость жилья играет главную роль в его доступности. Жилище как один из фундаментальных активов домашних хозяйств почти никогда не стоит дешево, но через рыночные институты (например, жилищно-строительные кооперативы, ипотечное кредитование) его доступность может значительно возрасти. 
Для создания гибкой системы обеспечения жильём населения с различным уровнем материального обеспечения в Республике Башкортостан в 1997 г. был организован Фонд жилищного строительства при Президенте Республики Башкортостан, который  (ныне Государственное унитарное предприятие «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан») (далее ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан»).
С 1997 по 2012 год Фондом введено в эксплуатацию более 3 миллионов квадратных метров жилья, нежилых зданий м помещений в 21 городе и 45 районах республики, реализовано около 1000 строительных проектов. ГУП ФЖС РБ» выполняет функцию заказчика-застройщика. На объектах задействовано более 60 подрядных организаций. Производственная мощность предприятия составляет до 200 000 кв м / год..
Населению квартиры реализуются на платной основе в рассрочку на длительный период.  С помощью Фонда создан и за истекшие годы отработан механизм социальной поддержки населения с различным уровнем материального обеспечения в приобретении жилых помещений в условиях рыночной экономики. ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» зарекомендовал себя как надёжный «инструмент» в решении социальных задач в жилищной сфере.
21 января 2011 года Президентом Башкортостана был подписан Указ о
  создании Некоммерческой организации Фонд строительства социального жилья
   Республики Башкортостан (далее - Фонд). Основная цель создания Фонда –
   организация массового строительства жилья экономического класса и
   эффективное решение жилищных вопросов населения Республики
   Башкортостан. Учредитель - ГУП Фонд жилищного строительства Республики  
   Башкортостан. Сфера деятельности - строительство многоэтажных и  
    одноэтажных жилых домов экономического класса. К жилью экономического  
класса относятся помещения, соответствующие критериям, установленным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2011 года № 111 «О субсидировании из бюджета Республики Башкортостан части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2011 году гражданами в кредитных организациях на приобретение у застройщиков жилья экономического класса», и стоимость квадратного метра жилья которых не превышает среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в городских округах, городских поселениях и муниципальных районах Республики Башкортостан, установленную Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре. Жилые помещения в строящихся НО ФССЖ РБ домах реализуются только участникам различных социальных программ, к которым относятся  граждане, принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также граждане, являющиеся сотрудниками бюджетных организаций и имеющие в собственности жилье общей площадью менее учетной нормы, установленной в муниципальном образовании. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется в  Автоматизированной информационной системе «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях», разработанной НО ФССЖ РБ. Кроме того НО ФССЖ РБ предоставляет льготные займы на приобретение жилья, гражданам нуждающимся в улучшении жилищных условий, на срок до 15 лет под 8% годовых. За 2012 год ФССЖ построено в г.Давлеканово 4 двухквартирных жилых дома эконом-класса для детей-сирот общей площадью 260 кв.м, в 2013 году - 2 аналогичных дома общей площадью 130 кв.м.
В рамках федеральной целевой программы "Жилище"  на 2002-2010 годы в муниципальном районе Давлекановский район Республике Башкортостан  реализуются подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства».
По подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" за 2004 - 2013 годы более 138 молодых семей улучшили свои жилищные условия путем получения:
- социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые были  направлены в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам;
- безвозмездных жилищных социальных выплат в случае рождения (усыновления) ребенка (детей) при наличии остатка невыплаченной стоимости строящегося или приобретенного жилья или части непогашенного кредита (займа);
В целях улучшения жилищных условий сельского населения, поддержки индивидуального жилищного строительства, в рамках реализации Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3.12.2002 г. № 858  и Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства РБ от 11.06.2003 года № 141 осуществляется инвестирование жилищного строительства в сельской местности.
За весь период работы Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»» на территории муниципального района Давлекановский район 67 сельских  семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий,  воспользовались господдержкой в виде субсидий из  федерального бюджета в общем объеме  40 421,0 тыс.руб. 
В рамках реализации Республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» 95 семей в районе получили льготные займы на общую сумму 25 250,0 тыс.рублей.
В результате построено и введено в эксплуатацию 11 700 кв.м. жилья.
Согласно Муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на 01.01.2014г. 29 человек признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно данной программы ежегодно 7 сельских семей получат господдержку в виде субсидий по 957,6 тыс.руб. каждая на общую сумму 6 703,2 тыс.руб.
По Республиканской программе «Свой дом», утвержденной постановлением Правительства РБ от 29.12.2007 года № 408 в 2010 году в г.Давлеканово 8 семей получили земельные участки под ИЖС без торгов.
Информация по  привлеченным бюджетным средствам и числу семей улучшивших жилищные условия в результате привлечения средств из федерального и республиканского бюджетов на выполнение мероприятий целевых программ и подпрограмм и предоставления господдержки определенным категориям граждан в муниципальном районе Давлекановский район Республики Башкортостан приведена в таблице 1.3.
Таблица 1.3.
 

№ п/п

Наименование программ / категории граждан

 

2004г.

 

2005г.

 

2006г.

2007г.

2008г.

1

2

3

4

5

6

7

 

ВСЕГО

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

0.9102

1.146

2.373

15.142

48.528

 

количество семей

12

11

21

36

99

 

в т.ч.

 

 

 

 

 

1

«Обеспечение жильем молодых семей»

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

0,013

0,184

0,474

7,844

7,782

 

количество семей

1

2

5

17

25

2

Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013

года» (субсидии)

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

0,0972

0,162

0,959

1,123

17,235

 

количество семей

1

1

8

5

22

3

Республиканская целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» (льготный займ)

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

0,8

0,8

0,94

1,0

15,0

 

количество семей

10

8

8

5

38

4

Ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

 

 

 

4,842

5,553

 

количество семей

 

 

 

8

11

5

Выдача государственных жилищных сертификатов по категориям граждан: вынужденные переселенцы, участники ликвидаций радиационных  аварий и катастроф, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

 

 

 

-

2,457

 

количество семей

 

 

 

-

2

6

Дети-сироты и многодетные семьи

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

-

-

-

0,333

0,501

 

количество семей

-

-

-

1

1

7

Уволенные с военной службы и приравненные к ним лица

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

 

 

 

-

-

 

количество семей

 

 

 

-

-

Таблица 1.3.(продолжение)

№ п/п

Наименование программ / категории граждан

2009г.

 

2010г.

 

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

1

2

8

9

10

11

12

 

 

ВСЕГО

 

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

16.199

24.362

18.092

26,73

33,097

 

 

количество семей

29

65

39

43

41

 

 

в т.ч.

 

 

 

 

 

 

1

«Обеспечение жильем молодых семей»

 

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

2,610

5,840

4,650

4,303

5,613

2,999

 

количество семей

9

36

19

11

13

3

2

Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года» (субсидии)

 

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

4,474

3,379

3,515

4,5

4.977

5.107

 

количество семей

7

6

4

7

6

6

3

Республиканская целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» (льготный займ)

 

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

1,2

1,6

1,45

2,1

0.360

 

 

количество семей

5

7

5

7

2

 

4

Ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов

 

 

 

 

 

 

 

привлечено средств,млн. руб.

3,614

11,509

3,094

9,283

11,092 (10.519+

0.573)

 

 

количество семей

4

13

4

9

10 (9+1)

 

 

5

Выдача государственных жилищных сертификатов по категориям граждан: вынужденные переселенцы, участники ликвидаций радиационных  аварий

и катастроф, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

 

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

3,147

-

1,886

-

1.386

 

 

количество семей

2

-

2

-

1

 

6

Дети-сироты и многодетные семьи

 

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

1,154

1,076

1,611

6,544

9,669 (4,462+

5,207)

 

 

количество семей

2

2

3

9

9 (2+7)

 

7

Уволенные с военной службы и приравненные к ним лица

 

 

 

 

 

 

 

привлечено средств, млн. руб.

-

0,958

1,886

-

-

 

 

количество семей

-

1

2

-

-

 

 
Информация  о количестве граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ( чел. ) за 2008-2014 годы приведена в таблице 1.4.
Таблица 1.4

Категории граждан

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Всего и в т.ч.

960

957

952

690

912

854

882

-ветераны и участники ВОВ

4

2

2

7

16

8

 

-инвалиды

42

28

26

19

18

17

 

-молодые семьи

410

387

396

201

171

153

 

-многодетные семьи

44

47

29

45

44

44

 

-дети сироты

44

43

57

55

39

48

 

-военнослужащие

7

5

3

2

1

1

 

-работники бюджетной сферы

140

139

140

145

140

142

 

-участники военных действий в «горячих точках»

11

14

10

14

14

14

 

-жители аварийного и ветхого жилья

17

17

22

23

22

20

 

-другие

241

275

262

179

443

407

 

 
В связи с тем, что на 01.01.2015г. в муниципальном районе Давлекановский  район Республике Башкортостан 882 человека состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо продолжить реализацию комплекса мер по поддержке малообеспеченных категорий населения.
Из 882 человек, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- граждан, состоящих на учете для получения жилья по договору социального найма – 425 человек;
- граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях для участия в различных республиканских программах – 151 человек;
- молодых граждан, состоящих в очереди по республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы/подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших получить социальную выплату на приобретение, строительство жилья – 161 человек;
- граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоящих в очереди по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших получить сертификат для приобретения жилья – 2 человека;
- многодетных, состоящих в очереди на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий в рамках постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11.03.2002 г. №68 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей», изъявивших получить социальную выплату на приобретение, строительство жилья – 13 человек»
- ветеранов участников, инвалидов Великой Отечественной войны, состоящих в очереди в рамках постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 г. №322 не имеется, а членов их семей, состоящих в очереди, изъявивших получить социальную выплату на приобретение жилья – 13 человек;
- ветеранов боевых действий, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов (вставших на учет до 01.01.2005 г.), состоящих в очереди в рамках постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 г. №322, изъявивших получить социальную выплату на приобретение жилья – 15 человек;
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в рамках закона Республики Башкортостан от 27.12.1998 г. №188-з, изъявивших получить жилье – 47 человек;
- молодых специалистов и граждан, работающих по трудовым договорам в организациях АПК или социальной сфере в сельской местности, получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года», изъявивших получитьсоциальную выплату на приобретение, строительство жилья – 11 человек;
- граждан, признанных в рамках Постановления Правительства РБ от 14.05.2012 г. №137 «Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки молодым учителям в Республике Башкортостан», изъявивших получить социальную выплату на погашение процента ипотеки – 1 человек;
- граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме, имеющих право на получение жилья по программе «Переселение из аварийного жилого фонда» - 37 человек. Из них в Едином списке на получение жилья по договору социального найма состоят – 16 человек;
- граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые пострадали от пожара – 3 человека;
          На учете нуждающихся в жилых помещениях также имеются граждане, изъявившие желание на получение займа на завершение строительства через ГУП «ФЖС РБ» (на условиях: с выплатой 5% годовых и со сроком возврата до 5 лет) по программе «Домокомплект»;
           Граждане, которые изъявили желание получить поддержку в виде займа оформляют подтверждение нуждаемости в жилых помещениях в поселениях по месту регистрации. Их на сегодня – 2 человека.
 
2. Основные цели и задачи Программы, этапы её реализации
 
Основной целью Программы является обеспечение населения муниципального района Давлекановский район РБ доступным жильём путём реализации механизмов государственной поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья. Для достижения этой цели Правительством Республики Башкортостан, органами местного самоуправления муниципальных образований республики, министерствами, ведомствами, финансовыми институтами проводится согласованная политика, направленная на сохранение и развитие потенциала строительного комплекса Республики Башкортостан, формирование сегмента жилья экономического класса, комплексное освоение и развитие территорий, соблюдение социальных гарантий и конституционных прав граждан, связанных с улучшением их жилищных условий.
    Основные задачи Программы:
1.     Создание условий по обеспечению устойчивого роста объемов ввода жилья в период реализации Программы и на последующие периоды.
2.     Поддержка программ строительства жилья, доступного для широких слоев населения.
3.     Формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий, с целью создания массового предложения на рынке жилья.
4.     Оказание содействия в разработке и утверждении  документов территориального планирования.
5.     Вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в государственной собственности и пригодных для использования в целях жилищного строительства, формирование муниципального земельного фонда.
6.     Снижение административных барьеров в строительстве путем внедрения административных регламентов и перевода в электронный вид оказываемых государственных услуг.
7.     Создание органами местного самоуправления благоприятных условий для  физических и юридических лиц, принимающих участие в реализации Программы. Вовлечение средств граждан в экономику жилищного строительства.
8.     Выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий.
9.      Обеспечение информационной открытости для населения в отношении мер, предпринимаемых государством в целях стимулирования развития жилищного строительства.
Таким образом, Программа ориентирована как на продолжение реализации и совершенствование существующих мер и механизмов государственной поддержки развития жилищного строительства, так и на поиск новых форм, создание условий для возникновения новых сегментов на рынке жилья, с целью наиболее полного учёта потребности всех категорий населения муниципального района Давлекановский район  Республики Башкортостан в улучшении жилищных условий.  
Сроки реализации Программы:  2015 – 2017 годы.
 
3. Механизм реализации и комплекс программных мероприятий.
 
3.1. Разработка и утверждение документов территориального планирования
               На основании Градостроительного кодекса РФ, закона РБ «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан», республиканской целевой программы «Обеспечение территории Республики Башкортостан документами территориального планирования на 2009-2014 годы» в  муниципальном районе Давлекановский район РБ была разработана муниципальная целевая программа «Обеспечение территории муниципального района Давлекановский  район РБ документами территориального планирования на 2009-2014 годы» (утверждена решением Совета муниципального района Давлекановский  район РБ № 2/30-85 от 09.04.2010 года),  позже - Муниципальная программа «Обеспечение территории муниципального района Давлекановский район РБ документами территориального планирования на 2014 год» (утверждена постановлением администрации МР Давлекановский район РБ №297 от 25.02.2014 года, продлен срок действия постановлением №55 от 30.01.2015 года по 31 декабря 2015 года включительно).  Данной Программой определены работы по изготовлению документов территориального планирования,  сроки выполнения работ, а также  объемы финансирования и источники финансирования.
До вступления  в действие Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования муниципального района Давлекановский район РБ были представлены следующими документами: проектом районной планировки Давлекановского района,  разработанным в 1991 г. в составе проекта планировки Уфимской группы районов БАССР, утвержденным распоряжением Совета Министров от 28.08.1992 г. № 277., генеральным планом г.Давлеканово, разработанным институтом Урбанистики г. Санкт-Перербург в 1993 г., утвержденным распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан в 1994 году. Срок реализации генплана: 1 очередь-2000 г, расчетный срок - 2015 г., генеральным планом сельского поселения Поляковский сельсовет, разработанным в 1992 г., генеральными планами сельских населенных пунктов, разработанными в 70-х- 90-х годах.
Работа по разработке и утверждению документов территориального планирования по новым требованиям на территории муниципального района Давлекановский  район РБ началась с момента вступления в действие Градостроительного кодекса РФ в 2006 г. Был произведен анализ  сельских поселений и отдельных населенных пунктов по выявлению наиболее перспективных в сфере градостроительной деятельности. Программой были запланированы: разработка Схемы территориального планирования МР Давлекановский район, генерального плана и правил землепользования и застройки г. Давлеканово, генеральных планов и правил землепользования 12 перспективных сельских поселений.
В 2008 г. разработаны институтом ООО «Институт строительных проектов» г.Санкт-Перербург, а в 2009 г  утверждены Советом городского поселения город Давлеканово МР Давлекановский район РБ правила землепользования и застройки городского поселения город Давлеканово. В 2011 году изготовлены топосъемки 9 сельских населенных пунктов: д.Купоярово, д.Янги-Турмуш, с.Имай-Кармалы, с.Ташлы-Шарипово, с.Вперёд, с.Казангулово, д.Дюртюли, с.Сергиополь, с.Ивановка на общую сумму 1,2 млн.рублей за счет средств бюджета муниципального района.
За счет средств бюджета Республики Башкортостан в 2012 году завершена разработка Схемы территориального планирования МР Давлекановский  район РБ проектным институтом ГУП «Башагропромпроект»,  утверждена решением Совета МР Давлекановский район РБ №3/39-43 от 31 марта 2014 года.
В 2012 году, согласно программы «Обеспечения территории муниципального района Давлекановский район РБ документами территориального планирования на 2009-2014 годы» и Соглашения №60 от 09.04.2012 года о предоставлении муниципальному району Давлекановский район субсидий были разработаны генеральные планы населенных пунктов с.Ивановка СП Ивановский сельсовет, с.Вперед СП Поляковский сельсовет, д.Сергиополь СП Сергиопольский сельсовет (утверждены в 2013г.) и генеральный план СП Алгинский сельсовет (утвержден в 2014 году) на общую сумму 2,250 млн. рублей, в том числе за счет бюджета РБ -1,8 млн.руб, за счет средств бюджета района 0,45 млн.руб.  
В 2013 году согласно Соглашения № 44 от 13.03.2013 г. между Госсроем РБ и администрацией МР Давлекановский район о предоставлении субсидий району из бюджета РБ на условиях софинансирования разработано 6 генеральных планов (утверждены в 2013 г.) и правил землепользования и застройки (утверждены в 2014 году) сельских поселений Имай-Кармалинский, Кидрячевский, Микяшевский, Казангуловский, Курманкеевский, Чуюнчинский сельсоветы с подготовкой инженерных изысканий, а также инженерные изыскания сельских поселений Кадыргуловский, Рассветовский и Раевский сельсоветы на общую сумму 4,136 млн.рублей, в том числе за счет средств бюджета РБ 2,5 млн.руб, за счет средств бюджета района 1,636 млн.руб.
В 2014 году согласно Соглашения №27 от 04.03.2014 г. и доп.соглашений о предоставлении в 2014 году субсидий бюджету МР Давлекановский район РБ разработаны генеральные планы сельских поселений Бик-Кармалинский сельсовет (на согласовании), Ивановский сельсовет (утвержден), Кадыргуловский сельсовет (на согласовании), а также выполнены инженерные изыскания сельских поселений Поляковский и Шестаевский сельсоветы МР Давлекановский район на общую сумму 1951,54 тыс.руб, в т.ч: за счет средств бюджета РБ – 1449,30 тыс.руб, бюджета МР – 502,24 тыс.руб. В стадии разработки – генплан СП Рассветовский сельсовет. В 2014 году разработаны и утверждены правила землепользования и застройки СП Алгинский, Поляковский, Соколовский, Сергиопольский сельсоветы за счет средств местных бюджетов. В 2015 году  планируется разработать генеральные планы СП Соколовский, Сергиопольский, Поляковский, Шестаевский и Раевский сельсоветы на общую сумму 2 500,0 тыс.рублей за счет средств бюджета РБ и выполнить инженерные изыскания на СП Соколовский и Сергиопольский сельсоветы на общую сумму 370,0 тыс. руб за счет местного бюджета.
 
3.2.Обеспечение  жилищного  строительства  земельными  участками
 
В городе Давлеканово большую часть объема ввода жилья составляет индивидуальное строительство. В настоящее время застраиваются 3 района индивидуальной жилой застройки «Западный», «Южный», «Северный». В составе Проекта генплана разработаны проекты планировки 1 очереди строительства 3-х площадок жилой застройки общей площадью 105 га ( все площадки находятся в стадии освоения).  Там же предусмотрено создание объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства.
Площадка №1 - Первая очередь строительства – район индивидуальной жилой застройки «Южный» площадью 43 га:
          Площадка находится в стадии освоения. Проектом предусмотрено строительство объектов культурно-бытового назначения (детский сад на 60 мест, объекты торгово-бытового назначения), жилой блокированной и индивидуальной  застройки. В настоящее время отмежеван и поставлен на кадастровый учет 131 земельный участок для многодетных семей под строительство индивидуальных жилых домов.
           За 2015 - 2017 гг  планируемый ввод жилья на данной площадке Южного района г. Давлеканово при условии выполнения необходимых мероприятий  ожидается в объеме 1,2 тыс. кв.м (общий объем ввода жилья составит 10,480 тыс.кв.м).
Площадка № 2 - Первая очередь строительства – район индивидуальной жилой застройки «Западный» (ул.Космонавтов, Согласия, Альшеевская, Утина и др.) площадью 48,0 га:
Участок находится в стадии освоения. В настоящее время на данной территории отмежевано и выделено 170 участков под строительство индивидуальных жилых домов (50 шт- в аренду через аукцион, 120 шт- бесплатно в собственность льготным категориям граждан).
         За 2015 - 2017 гг  планируемый ввод жилья на данной площадке  Западного района малоэтажной жилой застройки ожидается в объеме 4,8 тыс. кв.м (общий объем ввода жилья составит 13,6 тыс. кв.м).
Площадка №3 - Район индивидуальной жилой застройки «Западный» (расширение района «Западный» в южном направлении: ул.Олимпийская, Академика Королева, Мукомольная и др.)  ориентировочной площадью 200 га с количеством участков 900 шт. Данная территория планируется к освоению с 2015 года. В настоящее время отмежевано,  поставлено на кадастровый учет и предоставлено в собственность льготным категориям граждан 470 участков. В стадии межевания – 430 участков. Генпланом предусмотрено  строительство индивидуальных жилых домов, строительство малоэтажной застройки и объектов  социально-культурного и бытового назначения, в том числе: школы на 108 мест и детского сада на 60 мест.
            За 2015 - 2017 гг  планируемый ввод жилья на данной площадке  Западного района малоэтажной жилой застройки ожидается в объеме 4,8 тыс. кв.м. при условии обеспечения данной площадки инженерной и транспортной инфраструктурой (общий объем ввода жилья составит 72,0 тыс.кв.м).
          Площадка №4 - Район индивидуальной жилой застройки «Западный» г. Давлеканово (ранние отводы: ул.Западная, Светлая, Сиреневая, Спортивная и др.):
          Территория находится в стадии освоения с 1992 года.  Площадь участка- 125 га. Всего на данной площадке 628 участков. Все участки предоставлены в собственность или в аренду. Из них: застроено 500 участков, что составляет 79,6 %;
        Площадка полностью обеспечена инженерной инфраструктурой (газ,вода,электричество).
На данной площадке планируется строительство объектов соцкультбыта: детского сада на 130 мест (проект имеется), объектов торговли и обслуживания населения.
За 2015- 2017 гг на площадке №4 в районе «Западный» планируется ввести в эксплуатацию 4,8 тыс. кв.м. жилья (общий объем ввода жилья составит 10,24 тыс.кв.м).          
Площадка №5 - Район индивидуальной жилой застройки «Южный» г.Давлеканово:
         Площадка находится в стадии освоения с 1992 года. Застройщики на все участки микрорайона определены. Из 310 земельный участков застроено 200, что составляет 64,5 %. Район полностью обеспечен инженерно-транспортной инфраструктурой.
За 2015- 2017 г.г. в районе «Южный» планируется ввести в эксплуатацию 4,8 тыс. кв.м. жилья ( общий объем ввода жилья составит 8,8 тыс.кв.м).
Площадка №6 - Район индивидуальной жилой застройки «Северный» (ранние отводы: ул.Пушкина, Сагита Агиша, Чишминская, Авиаторов, Северная и др.):
         Площадка находится в стадии освоения с 1992 года. Площадь территории - 140 га. Застройщики на все участки района определены. Из 440 земельных участков застроено 400, что составляет 90,9 %. Площадка  полностью обеспечена инженерными сетями.
Для обеспечения микрорайона социальной инфраструктурой в соответствии с проектом генплана предусмотрено строительство двух детских  садов на 260 мест (в стадии строительства) и на 110 мест (начало строительства планируется в 2015 году).
               За 2015- 2017 гг в районе «Северный» планируется ввести в эксплуатацию 4,0 тыс. кв.м. жилья и завершить освоение данной территории.         
За период 2015 – 2017 гг. запланировано увеличить ввод жилья на 113,7 %  и ввести в эксплуатацию 75 660 кв.м., в том числе: индивидуальное строительство – 67 260 кв.м., многоквартирные жилые дома – 8 400 кв.м.
Уровень ввода жилья к концу 2017 г. составит  26 460 кв.м., что в пересчете на 1000 человек населения составит 650 кв.м., обеспеченность жильем – 25,89 кв.м/чел.
 
Таблица 3.2

 

Выделено участков

Введено домов до 2015 года, / подлежит вводу, шт

Подлежат вводу в 2015 – 2017 гг, шт/кв.м.

 

2015 г.

 

шт/кв.м.

 

2016 г.

 

шт/кв.м.

 

2017 г.

 

шт/кв.м.

1. Районы инд. застройки в г.Давлеканово, всего

2579

1100/ 1479

295/ 24400

95 / 7800

100 / 8300

100 / 8300

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Жилой район «Южный»,

планировочная площадка 1

131

 0/ 131

15 / 1200

5/400

5/400

5/400

Жилой район «Западный», планировочная площадка 2

170

0 / 170

60 / 4800

20/1600

20/1600

 

20 / 1600

 

Жилой район «Западный» площадка 3

900

0 / 900

60 / 4800

20/1600

20/1600

20/ 1600

Жилой район «Западный» площадка 4

628

500 / 128

60 / 4800

20 / 1600

20/ 1600

20 / 1600

Жилой район «Южный»

Площадка 5

310

200 / 110

60 / 4800

20 / 1600

20 / 1600

20 / 1600

Жилой район «Северный» площадка 6

440

400/ 40

40/ 4000

10/1000

15/ 1500

15/ 1500

 

 

 

 

 

 

 

2. Старая застройка г. Давлеканово

 

 

24 860

7 400

8 100

9 300

Итого по г.Давлеканово

 

 

49 260

15 200

16 400

17 600

2.2. Сельские поселения

 

 

18000

6000

6000

6000

Всего по городу и району инд.ж.домов

 

 

67260

21 200

22 400

23 660

3. Стр-во многоквартир-

ных ж/домов

 

 

 

8400,0

2800,0

2800,0

2800,0

Итого по п.п.1-3

 

 

75 660

24 000

25 200

26 460

Население

 

 

 

41000

41000

41000

Общая площадь жилых помещений, введенная в действие за год, приходящаяся на 1 жителя

 

 

 

0,58

0,62

0,65

Жилфонд, кв.м

 

 

 

1 010 034

1 035 234

1 061 694

Уровень обеспеченности граждан жильем, кв.м/чел

 

 

 

24,63

25,25

25,89

 
            Для обеспечения земельных жилищного строительства земельными участками, необходимы денежные средства на разработку документов территориального планирования ( генеральных планов поселений ), проектов планировки и проектов межевания территорий, а также на выполнение работ по межеванию земельных участков и постановке их на кадастровый учет.
В рамках реализации данной Программы необходимо дополнительно отмежевать и поставить на кадастровый учет:
1. 100 земельных участков в районах новостроек в г.Давлеканово для предоставления под индивидуальное жилищное строительство льготным категориям граждан на общую сумму 550,0 тыс.руб. ( из расчета: 5,5 тыс.руб. за 1 участок – среднерыночная стоимость) за счет средств бюджета РБ.
2. 200 земельных участков под ЛПХ на территории сельских населенных пунктов согласно проектов генеральных планов сельских поселений на общую сумму 1 100,0 тыс.руб. ( из расчета 5.5 тыс.руб. за 1 участок ) за счет средств бюджета РБ -1 000,0 тыс.руб, бюджет МР -100,0 тыс.руб.
3. 10 земельных участков в г.Давлеканово под строительство многоквартирных малоэтажных (2-3 этажа) и многоэтажных (5эт.) жилых домов ( для льготных категорий граждан, для переселения граждан из аварийного жилого фонда, коммерческого жилья) на общую сумму 80,0 тыс.рублей ( из расчета 8,0 тыс.руб. на 1 участок – среднерыночная цена) за счет средств бюджета МР Давлекановский район.
4. 20 земельных участков под ИЖС для предоставления через аукцион на общую сумму 110,0 тыс.руб. за счет средств бюджета МР.
          Итого на межевание земельных участков необходимо 1 840,0 тыс.рублей, в т.ч. из местного бюджета 290,0 тыс.руб, из бюджета РБ – 1 550,0 тыс.руб.
 
 
 
3.3.Оказание поддержки развитию малоэтажного индивидуального жилищного строительства.
Республиканской программой «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Башкортостан в 2011-2015 годах» запланировано продолжение практики предоставления субвенций консолидированного республиканского бюджета на обеспечение территорий новой жилой застройки объектами коммунальной инфраструктуры и автомобильными дорогами. Ежегодное выделение средств на эти цели     будет осуществляться в рамках подпрограммы «Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан на 2011-2015 годы».
 Порядок и условия предоставления субвенций утверждается Правительством Республики Башкортостан. Для реализации данного механизма органами местного самоуправления определяются территории для жилой застройки, осуществляется их подготовка и межевание на участки под индивидуальное жилищное строительство, разрабатывается и утверждается проектная документация.
 
3.5. Производство  строительных  материалов
 
Производством строительных материалов на территории муниципального района Давлекановский район РБ занимаются ООО «Давлекановский кирпичный завод», ООО «Давлекановский завод керамического кирпича», ООО «Электроаппарат» (базальтовый утеплитель). На территории муниципального района осуществляют производственную деятельность 8 цехов по производству пластиковых окон, 6 цехов  по производству пиломатериалов. Продукция данных предприятий пользуется большим спросом у застройщиков.
 
3.6.Развитие ипотечного кредитования
В рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» уделяется   значительное внимание не только вопросам обеспечения жильем наименее защищенных категорий граждан – молодых семей и получателей сертификатов (военнослужащих, переселенцев, ликвидаторов радиационных аварий, ветеранов и инвалидов), но и развитию системы классической ипотеки, рефинансированию ипотечных кредитов и внедрению в практику новых ипотечных продуктов.
На территории Давлекановского района района свою деятельность осуществляют филиалы и отделения 4 банковских учреждений (УралСиб, Сбербанк России, Россельхозбанк, Промтрансбанк), из них 3 банка (УралСиб, Сбербанк, Россельхозбанк) выдают ипотечные кредиты.
3.7.Обеспечение жильем отдельных категорий граждан
Поддержка отдельных категорий граждан в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики. К отдельным категориям граждан относятся:
граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица;
граждане – участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица;
граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами;
граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
участники Великой Отечественной Войны;
ветераны, инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
отдельные категории многодетных семей, установленных Законом Республики Башкортостан;
молодые семьи – участники федеральной и республиканской программ по обеспечению жильем;
граждане, работающие в бюджетной сфере.
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц; граждан – участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц; граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами; граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС»; Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»; Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Данным категориям граждан в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, выдаются государственные жилищные сертификаты.
           В рамках реализации Программы планируется создать условия для улучшения  жилищных условий гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – 2 семьи. Для этого необходимо 2,94 млн. руб. за счет средств бюджета РФ.
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей, осуществляется в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан». В соответствии с частью второй статьи 8 Закона с 2009 года отдельным категориям многодетных семей предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения. Право на получение социальной выплаты удостоверяется жилищным сертификатом.
В рамках реализации Программы планируется создать условия для улучшения  жилищных условий 13 многодетных семей. Для этого необходимо средств в размере 21,448 млн. руб. из бюджета РБ.
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и отдельных категорий ветеранов в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».В соответствии  со статьей 28.2. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по  обеспечению жильем  инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся   в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
          В рамках реализации Программы планируется создать условия для улучшения  жилищных условий 15 семей ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Для этого необходимо средств в размере 8,747 млн. руб.
 
Выполнение полномочий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
По состоянию на 1 января 2014 года в муниципальном районе Давлекановский  район Республики Башкортостан общее количество ветеранов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года (всего с нарастающим итогом), составляет 13 человек. Для этого необходимо средств в размере 15,16 млн. руб.
       
         Оказание государственной поддержки в обеспечении жильем молодых семей в 2011-2015 годах будет осуществляться в рамках Подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
          В рамках реализации Подпрограммы планируется создать условия для улучшения  жилищных условий 161 молодой семье. Потребность в средствах федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан для реализации Подпрограммы составляет 26,29 млн.руб.
 
           В рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года» планируется улучшить жилищные условия 11 семьям из числа молодых специалистов и граждан, работающих по трудовым договорам в организациях АПК или социальной сфере в сельской местности путем социальных выплат на общую сумму 12,0 млн.руб. за счет средств бюджета РФ и РБ.
Для улучшения жилищных условий 1 семье, признанной в рамках Постановления Правительства РБ от 14.05.2012 г. №137 «Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки молодым учителям в Республике Башкортостан» планируется социальная выплата в размере 0,45 млн.руб. из бюджета РБ.
На учете нуждающихся в жилых помещениях имеются 2 семьи, изъявившие желание на получение займа на завершение строительства через ГУП «ФЖС РБ» (на условиях с уплатой 5% годовых и сроком возврата до 5 лет) по программе «Домокомплект». Общая сумма займа – 0,54 млн.руб.
На территории муниципального района Давлекановский  район Республики Башкортостан разработано и утверждено решением Совета муниципального района от 17 ноября 2009 г. № 2/19-173  Положение о порядке однократного и бесплатного предоставления гражданам земельных участков, расположенных на территории МР Давлекановский район Республики Башкортостан для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 10,10.1 Закона Республики Башкортостан от  05.01.2004 г. № 59-з ««О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», постановлением главы администрации МР Давлекановский район  от 14.11.2011 г. № 1875 сформирована и утверждена комиссия по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
         В соответствии со статьей 10.1 Закона Республики Башкортостан № 59-з от 05.01.2004 «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан»,   постановлением Правительства Республики Башкортостан № 393 от 08.11.2011 г. «О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно» право на получение земельных участков однократно и бесплатно имеют следующие категории граждан:
1) граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) молодые семьи, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполных семей, состоящих из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и имеющих одного и более детей, нуждающихся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющихся собственниками жилых помещений;
3) работники организаций бюджетной сферы, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющиеся собственниками жилых помещений, работающие по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо трудовому договору, заключенному на срок не менее тех лет, в следующих случаях:
а) нуждающиеся в жилых помещениях, предусмотренных жилищным законодательством;
б) проживающие в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
в) проживающие в общежитии;
г) проживающие в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной или двухкомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
4) граждане, имеющие трех или более несовершеннолетних детей;
5) граждане, имеющие ребенка-инвалида;
        По состоянию на 01.01.2015 г. в очереди на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства однократно и бесплатно по различным категориям  состоит 71 семья. Из них:
1.     Многодетные семьи – 33;
2.     Молодые семьи до 35 лет – 8;
3.     Граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 27;
4.     Граждане, имеющие ребенка-инвалида – 3.
5.     Бюджетники – 0.
Всего подано заявлений – 80.
 
3.8. Снижение административных барьеров в строительстве.
Главным в работе по устранению административных барьеров является своевременная последовательная разработка всей градостроительной документации (схем территориального планирования и градостроительного зонирования территорий  муниципальных образований, генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки территорий, планировочной документации). Именно это позволяет урегулировать весь комплекс вопросов, связанных с градостроительной деятельностью, исключив многоступенчатое прохождение согласований, и в конечном счёте позволяет сократить сроки выдачи исходно-разрешительной документации на проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.
Как показал анализ сложившихся показателей, определяющих продолжительность «предстроительного» периода  для любых видов строительства, кроме индивидуального, входят три основных процесса:
а) подготовка  документации по планировке территории  (в случае её отсутствия), подготовка землеустроительного дела, проведение торгов и оформление правоустанавливающих документов на земельный участок;
б) разработка проектно-сметной документации:
время проектирования объекта составляет от 30 до 90 дней и зависит от платёжеспособности заказчика, наличия или отсутствия повторно-используемой проектной документации;
 в) проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий:
 в настоящее время, получение положительного заключения госэкспертизы требует 45 дней. Основная часть времени идёт на исправление документации по замечаниям экспертизы и проведение повторных экспертиз.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Средняя продолжительность получения исходно-разрешительной документации на строительство объекта составляет 110-230 дней.
          Для уменьшения сроков прохождения документов и удобства застройщиков в г.Давлеканово с 2014 года функционирует филиал республиканского многофункционального центра,   предоставляющего комплекс муниципальных услуг по принципу «единого окна».   
 
1.1                          3.9.Осуществление контроля и мониторинга за ходом жилищного строительства на территории муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан
 
В целях выполнения установленных показателей ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства, формирования ежегодных программ по вводу жилья на территориях муниципальных образований, а также обеспечения строительства жилья в установленные сроки, предполагается:
1) установление контрольных параметров ввода жилья в муниципальном образовании;
2) проведение мониторинга жилищного строительства на территории муниципального района Давлекановский  район Республики Башкортостан, в том числе:
формирование перечня объектов жилищного строительства, расположенных на территории муниципального района Давлекановский  район Республики Башкортостан, завершение строительства которых возможно в 6-месячный срок;
формирование перечня объектов жилищного строительства, строящихся с привлечением средств граждан-дольщиков;
формирование перечня объектов жилищного строительства, которые находятся  на начальной стадии строительства.
 
3.10.Мероприятия по информационному обеспечению реализации Программы. 
 
Основными мероприятиями по информационному обеспечению реализации Программы являются:
освещение в газете «Асылыкуль» и на официальном сайте администрации муниципального района Давлекановский  район Республики Башкортостан информации основной концепции Программы и хода ее реализации;
          пропаганда привлекательности малоэтажного жилья для граждан.
 
                       4.Ресурсное обеспечение Программы.
Источниками финансирования реализации мероприятий Программы являются средства федерального, республиканского и местного бюджета, внебюджетные инвестиции, средства населения.
4.1.Стоимость индивидуального жилищного строительства
67 260,0 кв. м.  х 20,0 тыс. руб/кв.м. = 1 345 200 тыс. руб.= 1 345,2  млн. руб.- средства граждан.
4.2.Стоимость многоквартирного жилья
8 400 кв.м.  х 32,0 тыс. руб. =  268 800,0 тыс. руб. = 268,8 млн. руб.- средства застройщика .
4.3.Средства на обеспечение жильем отдельных категорий граждан – 87,575 млн.руб.- бюджет РФ и РБ.
4.4.Средства на разработку генеральных планов сельских поселений – 2,87 млн.руб., в т.ч: за счет средств бюджета РБ – 2,5 млн.руб, местный бюджет – 0,37 млн.руб.
4.5.Средства на межевание и постановку на кадастровый учет земельных участков – 1,84 млн.руб., в т.ч. за счет средств бюджета РБ – 1,55 млн.руб., местный бюджет – 0,29 млн.руб.
Общий объем средств, необходимый для реализации Программы:                                      
1 345,2+268,0+87,575+2,87+1,84=1705,485 млн.руб.
Необходимость в обеспечении жильем отдельных категорий граждан по состоянию на 01.01.2015г – 87,575 млн.руб,в т.ч.:
- граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – 2,94 млн.руб – бюджет РФ;
- молодые учителя – 0,45 млн. руб. - бюджет РБ
- многодетные семьи – 21,448 млн. руб. – бюджет РБ
- ветераны боевых действий, инвалиды, имеющие детей – инвалидов – 8,747 млн.руб.– бюджет  РБ
- ветераны Великой Отечественной войны – 15,16 млн.руб.– бюджет РФ
- молодые семьи – 26,29 млн. руб. – бюджет РБ, РФ
- устойчивое развитие сельских территорий – 12,0 млн.руб., бюджет РФ,РБ
- займ по программе «Домокомплект» - 0,54 млн.руб., бюджет РБ
 
Всего средства бюджета 1705,485 млн. руб., в том числе:
бюджет РБ и РФ  91,625 млн. руб.
бюджет МР – 0,66 млн. руб.
Средства населения –  1 345,2  млн. руб 
Внебюджетные источники – 268,8 млн.руб.
Ресурсное обеспечение реализации Программы может быть скорректировано в течение периода ее действия с учетом особенностей реализации федеральных, республиканских, ведомственных программ и механизмов, на которых она базируется, а также с учетом ежегодного утверждения бюджетов Российской Федерации и Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению с учетом состава мероприятий Программы, достижения целевых показателей, сроков реализации инвестиционных проектов, сроков кредитования, уровня рыночных процентных ставок и других факторов.
Распределение государственной поддержки по годам  учитывается таким образом, чтобы обеспечить полное выполнение запланированных мероприятий Программы для достижения контрольных показателей по вводу жилья и формированию рынка жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и ценовой доступности.
 
5. Оценка социально-экономической, бюджетной и экологической эффективности Программы.
 
Социально-экономическими последствиями достижения результатов при реализации Программы к концу 2017 года являются:
1)                улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории муниципального района Давлекановский  район Республики Башкортостан, за счет обеспечения ввода в 2015-2017 годах 75,660 тыс. кв. метров жилой площади;
2)                увеличение уровня обеспеченности населения муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан общей площадью жилья  до 25,89 кв. метров на человека;
         3) повышение доступности приобретения жилья, при этом средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 3 года;
         4)  осуществление инвестиционных проектов комплексного освоения территорий под массовое жилищное строительство;
          5) создание условий, способствующих укреплению молодых семей, содействие улучшению демографической ситуации;
         6) достижение полной обеспеченности градостроительной документацией территории муниципального района Давлекановский  район Республики Башкортостан.
Кроме того, реализация мероприятий Программы обеспечит:
развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье на доступном для населения и экономически обоснованном уровне;
формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности, развитие инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры;
увеличение частных инвестиций и кредитных средств, направляемых на жилищное строительство.
Общий вклад Программы в экономическое развитие муниципального района Давлекановский  район Республики Башкортостан заключается в обеспечении эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на развитие жилищного строительства в муниципальном районе, и в обеспечении решения поставленной Президентом Российской Федерации задачи по вводу одного квадратного метра жилья на человека в год к 2020 году, а также повышению его доступности и комфортности для населения.

 

 

   
   

Авторизация